Силовое, музыкальное, качественное, количественное ударения
Словесное ударение – это выделение каким-либо образом одной фонетической единицы (слога) данного слова. При произношении ударного слога человек обычно прилагает больше усилий, чем при произношении безударного. Во многих языках, включая русский и английский, это играет важную смыслоразличительную роль. Сравните: зАмок и замОк, Атлас и атлАс; морЯ и мОря, водЫ и вОды. Существует множество подобных омографов (на письме идентичны, но произносятся по-разному), поэтому местом ударение пренебрегать нельзя.
Ударение бывает фиксированным и нефиксированным. В языках с фиксированным ударением оно всегда ставится на определенный слог в соответствии с правилом (среди таких языков арабский, финский, венгерский, латынь, романские и другие языки). При нефиксированном ударении нет четких правил, которые предписывали бы, какой слог должен быть ударным – ударение может стоять абсолютно в любом месте (как в русском и английском языках). В таком случае и возможны омографы.
Нефиксированное ударение может быть подвижным и неподвижным. Подвижное ударение при словоизменении и/или словообразовании переходит на другой слог. Например: рукА, но сломал рУку; сказАть, но скАжем. Неподвижное ударение всегда остается на одном и том же слоге: погОня, в погОне, из-за погОни; примЕрить, примЕрил, примЕрь и т.д.
Существует несколько типов ударения: силовое, музыкальное, качественное и количественное.
Силовое ударение
При силовом ударении (также его называют динамическим или экспираторным) в слове выбранный слог становится более интенсивным, громче остальных, так как во время его артикуляции выдох делается сильнее. Может быть сильным или слабым. При слабом динамическом ударении ударный слог не особо отличается от безударного, из-за чего иногда кажется (особенно тем, кто плохо знаком с языком), что ударения в принципе нет. Силовое ударение встречается в таких языках, как русский, французский, английский, чешский, и многих других. Например:
- головА, довОльно, транспортИровать, подУшка, родИтель;
- cOntest, slEnder, televIsion, tAble, geOlogy (английский);
- demandEr, chansOn, souvenIr (французский).
Музыкальное ударение
При музыкальном ударении (также его называют мелодическим или тоновым) происходит выделение слога изменением частоты тона. Тон может повышаться (восходящий тон) или понижаться (нисходящий тон), а также повышаться и сразу же понижаться (восходяще-нисходящий) или наоборот (нисходяще-восходящий). В каких-то языках тона всего два, а в каких-то – шесть и больше.
Такое ударение есть в китайском, японском, вьетнамском, литовском, шведском и прочих языках. Например:
- burnà, petỹs, láimė, ùrvas (литовский)
Как видно из примера, в языках с мелодическим ударением недостаточно указать лишь его место – необходимо обозначить и тон. Для этого чаще всего используется диакритика.
В русском языке музыкальное ударение так же присутствует, но не словесное – оно используется для того, чтобы различать типы предложений: восклицательное, утвердительное и вопросительное. Сравните, как произносятся следующие выражения:
- Небоскреб разрушился!
- Небоскреб разрушился.
- Небоскреб разрушился?
Как и силовое в русском, музыкальное ударение в некоторых языках может играть смыслоразличительную роль. Например:
- riekė̃ – ломоть, а riẽkė – нарезал (литовский)
- kaꜜki – устрица, а kakiꜜ – ограда (японский)
Качественное ударение
При качественном ударении слог произносится четче остальных – он просто не редуцируется, т.е. не ослабляется.
Количественное ударение
При количественном, или квантитативном, ударении увеличивается длина гласной в ударном слоге. Такое возможно только в языках, в которых не существует различия между краткими и долгими гласными. Квантитативное ударение «дополняет» другие типы – нет такого языка, который обходился бы исключительно этим типом ударения.
Количественное ударение присутствует в латыни, в древнегреческом, а также в русском языке. Если прислушаться, то гласная в ударном всегда немного длиннее, чем в безударном:
- закАлка, упрУгий, игрИвый – заметна разница в длине между первым и вторым гласным.